Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр детского творчества р

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества р.п. Мокшан»

Положение
о наставничестве

Мокшан 2023

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) в
муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного
образования Центр детского творчества р.п. Мокшан (далее – образовательная
организация) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением
Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом
Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР- 42/02 "О направлении целевой модели
наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими
рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися"), и определяет порядок организации наставничества для
внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в
образовательной организации.
1.2.Настоящее Положение:
определяет цель и задачи наставничества;
устанавливает формы и порядок организации наставнической деятельности;
определяет права и обязанности ее участников;
определяет требования, предъявляемые к наставникам;
устанавливает процедуры отбора
и
обучения наставников,
процесс формирования и закрепления наставнических пар;
устанавливает способы мотивации наставников и кураторов, формы и условия
поощрения наставника, критерии эффективности работы наставника;
определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.
1.3.Участниками системы наставничества в образовательной организации
являются:
наставник;
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый);
руководитель образовательной организации;
куратор наставнической деятельности в образовательной организации;
родители (законные представители) обучающихся;
выпускники образовательной организации;
участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители
образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов,
сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития,
представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие
субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ
наставничества.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА.

ФУНКЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации, через создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации
обучающихся в возрасте от 5 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам
(далее — педагоги) образовательной организации в их профессиональном становлении,
приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения
должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах деятельности;
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной
ориентации;
раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также
при выполнении должностных обязанностей;
ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;
сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в образовательной организации
и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного
развития;
создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной
деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его
участниками.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании
настоящего Положения.
3.2. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием
наставников) и включает в себя:

реализуемые в образовательной организации формы наставничества («учащийся учащийся»); «педагог - педагог»).
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем
с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с
учетом уровня обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых
запросов участников программы.
Форма наставничества "учащийся - учащийся» предполагает взаимодействие
обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся
находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и
лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но тем не менее лишенное
строгой субординации влияние на наставляемого.
Форма наставничества "педагог - педагог" предполагает взаимодействие молодого
педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места
работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом,
оказывающим первому разностороннюю поддержку.
типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника (далее - индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на
основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают
свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели;
3.3 Наставниками могут быть учащиеся образовательной организации,
представители сообществ выпускников образовательной организации, родители
обучающихся (родитель не может быть наставником для своего ребенка в рамках
данной целевой модели), педагоги и иные должностные лица образовательной
организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций,
некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности,
изъявившие готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
2.2. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем
лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество
устанавливается
для
следующих
категорий
участников
образовательных отношений:
обучающиеся в возрасте от 12 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
педагогические работники, вновь принятые на работу в образовательную
организацию;
педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
2.3. Ответственность за организацию и результаты наставнической
деятельности несет руководитель образовательной организации, куратор
наставнической деятельности и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей
по осуществлению наставничества в образовательной организации.
2.4. Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для
всех категорий наставников и куратора образовательной организации являются:
- наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его
выдвижения администрацией или коллективом образовательной организации);
авторитетность в среде коллег и обучающихся;
высокий уровень развития ключевых компетенций:
•
способность развивать других,
•
способность выстраивать отношения с окружающими,

•
•
•
•

ответственность,
нацеленность на результат,
умение мотивировать и вдохновлять других,
способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Для организации работы по отбору используются критерии отбора в
соответствии с запросами наставляемых. Наставник выбирается из сформированной
базы подходящих под эти критерии наставников.
Для выяснения уровня психологической готовности проводится собеседование с
отобранными наставниками.
Назначение наставников происходит на добровольной основе.
2.5. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально
для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от
планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам
анализа потребности в развитии наставляемого.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
2.6. Замена
наставника
производится
приказом
руководителя
образовательной
организации,
основанием
могут
выступать
следующие
обстоятельства:
прекращение наставником трудовых отношений с образовательной организацией;
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
3.4 Реализация программы наставничества в образовательных организациях
осуществляется поэтапно.
4.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
4.1Наставник обязан:
помогать
разрабатывать
Индивидуальный
план
развития
наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать
его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения,
обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора
методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее
рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях и пр.;
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности
наставляемого;

личным примером развивать положительные качества наставляемого,
при необходимости - корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в
образовательной организации, в том числе - в рамках «Школы наставников»;
в случае если он не является сотрудником образовательной
организации, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и
иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в
отношении обучающихся.
Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с
реализацией Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в
образовательной организации, в том числе - с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным
планом;
требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для
формы наставничества «педагог-педагог») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой
модели;
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и
дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества;
за организационно-методической поддержкой;
обращаться к руководителю образовательной организации с
мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам
личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
Механизмами мотивации и поощрения наставника являются:
организация и проведение фестивалей, форумов, конференций
наставников на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
проведение конкурсов профессионального мастерства;
-поддержка системы наставничества через СМИ, создание специальной
рубрики в социальных сетях или интернет-издании;
Решение о поощрении наставников может быть принято по результатам
участия в ежегодных конкурсах (премии) на лучшего наставника, (награда почетной
грамотой; почетным званием "Лучший наставник", нагрудным знаком и др.).
Виды и размер материальных поощрений наставников устанавливается
иными локальными нормативными актами образовательной организации в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
5.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
Наставляемый обязан:

выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в
установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с
выполнением Индивидуального плана;
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции,
выявлять и устранять допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с
выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой
наставничества образовательной организации.
Наставляемый имеет право:
пользоваться
имеющейся
в
образовательной
организации
нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией,
материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального
плана;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом,
помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой
модели;
при невозможности установления личного контакта с наставником
выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в образовательной организации.
МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Участники системы наставничества в образовательной организации,
показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя
образовательной организации к следующим видам поощрений:
публичное признание значимости их работы - объявление
благодарности, награждение почетной грамотой и др.;
размещение информации на сайте и страницах образовательной
организации в социальных сетях;
благодарственные письма родителям наставников из числа
обучающихся;
обучение в рамках образовательных программ, выбранных
участниками, показавшими высокие результаты.
6.

6.2. Руководство образовательной организации также может оказывать
содействие развитию социального капитала наиболее активных участников
наставничества в образовательной организации через приглашение их к участию в
коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.).
6.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при
проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении
стимулирующих выплат работникам образовательной организации.


Наверх

Туристический поход «Осень 2024»

В дни осенних каникул воспитанники туристских объединений ЦДТ р.п. Мокшан отправились в поход. В первый день в рамках похода «Осень 2024» прошли соревнования по спортивному туризму. Среди участников учащиеся Мокшанских школ № 1 и № 2 и ребята из школы п. Красное Польцо.

Среди старших участников лучшим стал Пылаев Владислав, призерами соревнований стали Долгих Иван и Кошкин Никита. В младшей группе первенствовали Тарасов Иван, Сосков Матвей и Ягодин Иван.

Организаторами мероприятия выступили педагоги ЦДТ Ковтыков Дмитрий, Шульц Александр и Быков Виталий.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».